Проблема микробной антибиотикорезистентности в животноводстве

Проблема микробной антибиотикорезистентности в животноводстве

Согласно аналитическим исследованиям, в 2020 году в мировом животноводстве было использовано более 160 000 тонн антибиотиков. К 2030 году эта цифра может достигнуть более 200 000 тонн.

По данным официальной статистики ЕС соотношение антибиотиков, применяемых в медицине и животноводстве существенно отличается для разных стран, но в среднем потребление антибиотиков в медицине лидирует.

Применение антибиотиков в ЕС.jpg

МАР – микробная антибиотикорезистентность = это естественный эволюционный механизм биологической адаптации микроорганизмов, позволяющий им выживать во враждебной среде.

«Срок жизни» подавляющего большинства антибиотиков колеблется в пределах 1–3 лет.

Срок жизни антибиотиков.jpg

Новые антибиотики продолжают изобретать, поэтому МАР практически стремительно ускоряется.

Чтобы справиться с МАР, необходимо учитывать и работать со многими факторами возникновения болезней людей и животных, требующих применения антибиотиков (неудовлетворительные санитарные условия, многочисленные стрессы, вирусные и факторные бактериальные инфекции на фоне снижения естественной резистентности).

Согласно исследованию ВОЗ до пандемии 2020 г, ежегодно около 700 000 человек по всему миру умирало от бактериальных инфекций, вызванных резистентными патогенами. к 2050 году эта цифра может вырасти до 10 миллионов. МАР постепенно переходит в разряд глобальных проблем человечества, в том числе создающих серьезные препятствия на пути поддержания ветеринарного благополучия.

Заражение людей резистентными микроорганизмами приводит к серьезным заболеваниям и длительной госпитализации, увеличению расходов на здравоохранение, повышению затрат на лекарства и сбоям в лечении.

Причиной возникновения МАР, лежащей на стыке медицинской и ветеринарной науки, является бесконтрольное применение антибиотиков в животноводстве и передача устойчивых микроорганизмов человеку при непосредственном контакте с животными-носителями и/или через продукты питания. К этой категории микоорганизмов относятся возбудители пищевых токсикоинфекций (сальмонеллы, кампилобактерии и листерии) и зооантропонозов (болезней общих для человека и животных), вызванных мульти/панрезистентными энтерококками, синегнойной и различными типами кишечных палочек и пр.

Кишечная палочка – наиболее убиквитарный микроорганизм в медицинской инфекционной и неинфекционной патологии. Именно она является наиболее частым клиническим изолятом у пациентов амбулаторных и стационарных отделений согласно интегральным данным 9 крупных клинических лабораторий Германии. Второе и третье места делят коагулазонегативный и золотистый стафилококки.

Кишечная палочка – наиболее часто встречаемый микроорганизм и в животноводстве. Ее содержание в составе микрофлоры кишечника и поверхности тушек птицы после убоя достигает 50%, впрочем, как и в структуре прижизненной патологии.

До относительно недавних пор было принято считать, что птичьи E. Coli не представляют серьезной угрозы для других видов животных и человека, однако исследования показали, что потенциальным источником заболевания для человека служат продукты животноводства, среди которых мясо птицы является основным (79%), значительно реже в этой роли выступают свинина (17%) и говядина (3%).

Частота обнаружения МАР у E.coli в мясной продукции растет с каждым годом.

Исследование МАР 2015 года в Италии показало, что примерно 70% бактерий E.coli, обнаруженных в свиноводческой отрасли, оказались продуцентами бета-лактамаз широкого спектра действия (ESBL), а значит обладают множественной (пан)резистентностью в отношении антибиотиков.


Причины формирования МАР:

  • Массированное применение антибиотиков для интенсификации   промышленного животноводства всех видов и направлений продуктивности.
  • Применение антибиотиков в современном птицеводстве.

Причины применения антибиотиков в птицеводстве многофакторны и тесно связаны с физиологией птицы современных кроссов, целенаправленно выведенных с упором на высочайшую продуктивность, нередко в ущерб устойчивости к стрессам;  с высокой концентрацией поголовья на единице площади; многочисленными нарушениями и без того сложной технологии содержания, не позволяющей создать равно-оптимальные условия для всех особей одной популяции (стада) в обеспечении климатическим комфортом, доступом к воде и корму, полноценной реализации своих биологических и поведенческих потребностей; появлению новых инфекционных заболеваний (в том числе иммуносупрессорных) и интенсивных схем вакцинопрофилактики.  Все эти негативные воздействия приводят к снижению естественной резистентности птицы, хронической иммуносупрессии и закономерному возникновению вторичных (факторных) бактериальных инфекций, требующих неизбежного применения антибиотикотерапии.

Одной из основных причин развития МАР в животноводстве считается использование антибиотиков в субтерапевтических дозировках с целью профилактики заболеваний – именно к такому в первую очередь и относится применение АСР – Антибактериальных стимуляторов роста.

Британцы были одними из первых в Европе, кто широко использовал антибиотики в качестве стимуляторов роста. Объединенный Комитет по использованию антибиотиков в животноводстве и ветеринарии установил, что возникновение резистентных штаммов бактерий при использовании антибиотиков у сельскохозяйственных животных создает определенную опасность для здоровья человека и животных.

Основная рекомендация Комитета заключается в том, что антибиотики должны быть классифицированы на «кормовые» и «терапевтические» и что только «кормовые» антибиотики могут быть доступны без рецепта для использования в кормах. Комитет должен был определить перечень «кормовых» антибиотиков, применение которых гарантирует безопасность для здоровья человека. Таким образом, было рекомендовано запретить использование пенициллина и тетрациклинов в кормах, а доступность терапевтических препаратов ограничить рецептурным назначением. Примеру Соединенного Королевства последовали другие европейские страны.

В ожидании запрета 2006 года большинство Европейских производителей кормов начали искать замену АСР, сравнивая результаты применения антибиотиков и их альтернатив в разных отраслях животноводства. За период 2003–2006 гг. было разработано и испытано большое количество альтернатив, число которых, растет и по сей день.

Однако фермеры и ветврачи убеждены, что успех был достигнут не только благодаря альтернативам АСР, но в существенной степени - за счет изменений в технологии содержания, ужесточения правил биозащиты, ветеринарно-санитарных мероприятий и технологической дисциплины.

Хотя основной целью запрета использования антибиотиков у продуктивных животных было снижение развития МАР у зоонозных бактерий и их потенциала для заражения человека, количество инфекционных заболеваний у животных, выращиваемых без АСР, в некоторых странах значительно возросло, а производственные показатели ощутимо упали. Это привело к компенсаторному увеличению использования терапевтических антибиотиков как для лечения, так и с целью профилактики заболеваний.

Результаты программы контроля применения антибиотиков в Великобритании согласно данных Альянса ответственного использования лекарственных средств в сельском хозяйстве (RUMA) также обнадеживают: за период 2012–2020 годы удалось сократить количество антибиотиков на 74,2%, в том числе критически важных – на 95,5%, фторхинолонов – на 97,2%. В птицеводстве – на 66,5% для кур и на 88% - для индеек.

Напротив, рынок противомикробных препаратов в России за период 2005–2009 гг. вырос в 2,3 раза, 2008–2012 - в 1,8 раза. По оценке экспертов ВТО, использование антибиотиков в животноводстве РФ ежегодно растет примерно на 35–40% и к 2020 году мы должны были обогнать по этому показателю США. Эти расчеты подтверждают и данные диаграммы 12, однако соотношение суммарного объема потребления антибиотиков в РФ и США и их потребление в мг/кг усредненной живой массы при 4-кратной разнице в объемах производства мяса – необъяснимы…

Россия вступила в программу борьбы с МАР в 2017 году утверждением «Стратегии предупреждения распространения МАР в РФ на период до 2030 года», а с 1 января 2022 года вступили  в силу пункты 3 и 5 части 4 статьи 10 Федерального закона от 30.12.2020 N492-ФЗ "О биологической безопасности в Российской Федерации", накладывающие ограничения на применение ряда профилактических и терапевтических препаратов:

  • вводятся ограничения на отпуск и реализацию лекарственных препаратов, предназначенных для лечения инфекционных и паразитарных болезней, вызываемых патогенными микроорганизмами и условно-патогенными микроорганизмами, в целях исключения их применения при отсутствии медицинских показаний;
  • устанавливается запрет на применение лекарственных препаратов, предназначенных для лечения инфекционных и паразитарных болезней животных, вызываемых патогенными микроорганизмами и условно-патогенными микроорганизмами, без клинического подтверждения диагноза, а также запрет на продолжение применения таких препаратов при отсутствии эффективности лечения (за исключением случаев, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая ветеринарию).

Основные принципы ответственного и рационального применения антибиотиков у сельскохозяйственных животных (согласно стратегии ВОЗ):

  • Необходимость применения антибиотиков у сельскохозяйственных животных должна быть уменьшена за счет улучшения здоровья животных путем осуществления мер биологической безопасности (для предотвращения попадания болезнетворных бактерий и развития инфекций), профилактики заболеваний (включая применение эффективных вакцин, пребиотиков и пробиотиков), создания хороших санитарно-гигиенических условий и использования эффективных методов управления.
  • Антибиотики можно давать сельскохозяйственным животным только в случаях, когда они жизненно необходимы и только под контролем и по назначению ветеринарного врача.
  • Антибиотики должны применяться только с терапевтическими целями, а их использование должно основываться на результатах надзора за резистентностью (выделение культур микроорганизмов и определение их чувствительности к антибиотикам), а также на клиническом опыте.
  • Применение антибиотиков в качестве стимуляторов роста должно быть исключено.
  • Когда применение антибиотиков оправдано, препаратами первой линии должны быть антибиотики с узким спектром действия.
  • Антибиотики, признанные критически важными для медицины – особенно фторхинолоны и цефалоспорины третьего и четвертого поколений – должны применяться у животных только в случаях абсолютной необходимости.
  • Применение антибиотиков у сельскохозяйственных животных должно быть ограничено только необходимыми и целевыми случаями, с учетом результатов выделения микроорганизмов от животных и определения их чувствительности к антибиотикам, а при возникновении проблем в процессе лечения – с внесением необходимых корректив.
  • На национальном уровне необходимо использовать международные рекомендации по рациональному применению антибиотиков, адаптированные к конкретным условиям каждой страны. Профессиональные сообщества ветеринарных работников должны разработать рекомендации по рациональному использованию антибиотиков у сельскохозяйственных животных различных видов, включая показания для применения антибиотиков первой, второй и резервной линий при лечении различных бактериальных инфекций.
  • Необходимо устранить экономические стимулы для нерационального применения антибиотиков.
  • Необходимо придерживаться стратегии безопасного поэтапного отказа от антибиотиков всех категорий во всех отраслях, грамотно сочетающую: изменения в технологии содержания, ужесточение мер биологической защиты и санитарно-ветеринарных правил, выбор оптимальных схем замещения кормовых антибактериальных стимуляторов роста, профилактических и терапевтических антибиотиков, обучение ветврачей принципам ответственного применения антибиотиков, а профильных специалистов - знаниям, необходимым для контроля и снижения технологических стрессов при содержании животных.


Источник: expertmoloko.com