Может ли белый люпин составить конкуренцию сои в кормах?

Может ли белый люпин составить конкуренцию сои в кормах?

Может ли белый люпин составить конкуренцию сое? Насколько экономически выгодна такая альтернатива? Рассказывает Андрей Ставцев, генеральный директор НПО «Агро-Матик» – компания является одним из ведущих производителей белковых концентратов на основе зерна белого люпина в России.

Мировые цены на сою растут, за год соевый шрот подорожал более чем на 30%. И в связи с этим увеличился интерес к альтернативным высокопротеиновым культурам – причем не только в России, но и в ЕС. Так, Европейская комиссия предлагает дополнять сою другими источниками растительного белка, чтобы снизить зависимость от импорта соевых бобов и шрота. В их числе семена рапса, горох, бобы рожкового дерева, вика, люпин.

У нас люпин давно считается перспективной кормовой культурой: по содержанию протеина он практически не уступает сое, отличается высокой урожайностью, устойчив к климатическим стрессам. Селекционную работу, в основном, вели в отношении двух видов – люпина белого и узколистного. Были получены высокопродуктивные отечественные сорта, пригодные для выращивания в различных климатических зонах.

В последние годы посевные площади, отведенные под кормовой люпин, стали увеличиваться. Ряд предприятий в Воронежской и Нижегородской областях, Краснодарском крае выпускает продукты переработки зерна белого люпина и кормовые добавки на его основе.

Что препятствует широкому внедрению люпина в российское кормопроизводство? FEEDLOT обратился за разъяснениями в компанию НПО «Агро-Матик» – одного из ведущих российских производителей белковых концентратов на основе зерна белого люпина. На наши вопросы ответил генеральный директор компании, Андрей Эрнестович Ставцев.

Почему именно люпин чаще всего характеризуют как альтернативу сое?

Андрей Ставцев: Чтобы обеспечить животноводство и пищевую промышленность, России сегодня нужно 8–10 млн тонн сои в год. Такие данные привел на одной из прошлогодних аграрных конференций Петр Александрович Чекмарев, академик РАН, полномочный представитель Чувашской Республики при Президенте РФ. Поэтому сои у нас завозится много – порядка 5 млн т в год. Причем завозится из-за границы. И снижения импорта не происходит – животноводству нужен кормовой белок. Все мы видим, как растут сейчас цены на импортный соевый шрот и понимаем, что это не может не влиять на себестоимость продукции животноводства.

Какой выход? Производство своих белковых культур. Да, у нас есть свои сорта сои, причем, не только для Дальнего Востока, но и для Нечерноземья. Однако, и у них ареал произрастания ограничен. Альтернативой сое в такой ситуации выступает люпин – не менее древняя культура, но при этом менее требовательная к составу почв, теплу и влаге.

Подробнее о преимуществах и недостатках белого люпина как кормовой культуры.

Андрей Ставцев: У многих животноводов в середине прошлого века к этой культуре было осторожное отношение – в старых сортах люпина содержались антипитательные вещества, алкалоиды. Но благодаря работе российских селекционеров Всероссийского НИИ люпина, НИИ сельского хозяйства Белогорка сегодня мы имеем сорта с содержанием алкалоидов ниже предельно допустимой нормы для кормовых сортов. А расти они могут и на юге, например, под Воронежем, и на Северо-Западе – в Ленинградской, Псковской, Вологодской областях.

Содержание в его семенах протеина – 35–40%, масла – до 10%. Люпин может использоваться на корм животным без предварительной термообработки, что обязательно при использовании зерна сои. Переваримость протеина семян люпина находится практически на том же уровне, что и у рыбной муки – 85,5%. Содержание такого антипитательного вещества, как ингибитор трипсина, в соевых бобах – от 16 до 55 мг/кг. В зерне белого люпина антипитательных факторов всего лишь около 2 мг/кг. Но щадящими технологиями термообработки они прекрасно нейтрализуются. Комбикормщики сегодня также относят к минусам люпина наличие толстой оболочки у зерна, которая требует своей технологии шелушения. Но у нас эта проблема решена – технология создана.

В чем причины, на Ваш взгляд, ограниченного использования белого люпина?

Андрей Ставцев: Считаю, тут много факторов. Это и недостаточная информированность наших аграриев о возможностях и преимуществах культуры, недостаточно развитая система семеноводства новых сортов – ведь сорта у нас создаются, но с их «раскачкой», с размножением семян есть проблемы. Также недостаточно разработаны системы защиты белого люпина от сорного компонента агроценоза и патогенов, вызывающих болезни растений. Это, наверное, главный недостаток сегодня.

Хотя, как мы знаем, ученые Всероссийского НИИ люпина, который сегодня является филиалом Федерального научного центра кормопроизводства и агроэкологии им. В.Р. Вильямса, совместно с российскими производителями средств защиты растений разработали несколько схем для стабильного получения высоких урожаев – 50 ц/га. Сейчас работают над схемой, позволяющей получать до 70 ц/га. Можно оценивать как минус и ограничения посевов в севооборотах: повторно люпин можно возвращать на поля не ранее, чем через 3–5 лет. Соя же может занимать до 60% площади севооборотов и высеваться на одном месте 3 года подряд.

Давайте не будем забывать, что мировая кормовая индустрия сегодня построена вокруг сои, и на этом фоне работа с альтернативными культурами – это всегда серьезные вложения, изыскания, опыты. Это и сдерживает, на мой взгляд, распространение люпина.

Для какого сегмента животноводства люпин оптимален: для птицеводства, свиноводства, скотоводства?

Андрей Ставцев: Белый люпин, а также узколистный можно успешно использовать в кормлении практически любых сельскохозяйственных животных и птицы, а также в аквакультуре: в переработанном состоянии в составе белкового концентрата, нативном виде и обрушенным без оболочки в составе комбикормов. «Агро-Матик» производит белковый концентрат на основе белого люпина с различным процентным содержанием протеина – от 50 до 65%.

Насколько выгодно использовать белый люпин в кормах, если сравнивать, например, с той же соей?

Андрей Ставцев: Опыты нашей компании, научных учреждений, ВУЗов, практика наших партнеров из числа производителей молока, мяса, птицы и яйца говорит о том, что это выгодный продукт.

Еще несколько лет назад проводился эксперимент на свиноводческих площадках в Ростовской области. Была частичная замена соевого шрота в рационах – около 3%. И экономия в месяц составила более 1 млн руб. Применение наших белковых концентратов на птицефабрике в Нижегородской области принесло предприятию ежемесячную экономию 5,5 млн руб.

При использовании люпинового белка в кормах для крупного рогатого скота уходят некоторые проблемы с заболеваниями, прибавка удоев – до 4 л. Повышается и качество молока – это подтверждено опытом в Вологодской области, если кому-то интересно подробнее, все есть у нас на сайте.

В Волгоградской области проведены опыты по откорму овец мясных пород – ягнята, получающие корм с люпином, заметно быстрее набирают вес. На основе наших концентратов мы сами сегодня производим продукционные корма для ценных видов рыбы – форели, лосося, осетровых. Этими кормами кормят рыбу аквафермеры по всей стране.

Белковые концентраты на основе люпина можно использовать в кормах для птицы и свиней до 15% от сухого вещества рациона. Это вместо соевого шрота. Во время опытов в научно-исследовательских институтах доводили уровень до 20%, и никаких неприятных последствий не наблюдалось. Ни по аминокислотному составу, ни по усвояемости белок люпина почти не отличается от белков сои. Но при этом, как я уже сказал, практически не содержит ингибиторов протеаз и не вызывает аллергических реакций.

Какие перспективы у люпина в отечественном кормопроизводстве?

Андрей Ставцев: В чем нуждается сегодня сам люпин? В популяризации, в рекламе, если хотите. Этой культуре не хватает своего лобби, которое есть у сои. Ее выращивание поддерживается государством, люпин же предоставлен сам себе. А стране нужна направленность на производство в регионах недорогого протеина из местного сырья. В кормлении есть понятие «нетрадиционные корма», куда несколько десятилетий относится люпин. Так вот его надо оттуда выводить.

Ведь если посмотреть еще шире – комплексные, кластерные проекты по выращиванию и переработке люпина могут изменить экономику в регионах. Выращивая люпин, можно осваивать залежные земли средней полосы России, например, Нижегородской, Тамбовской, Рязанской областей, вводить их в оборот, одновременно улучшая и подготавливая к посевам других культур. Это возможность занять работой население сельских территорий. Комплекс «сырьевая база – завод» может быть серьезным источником налоговых поступлений в бюджет. Кроме этого, продукты переработки люпина имеют очень серьезный экспортный потенциал.



Источник: feedlot.ru

Поделиться новостью в социальных сетях: